На месте монастыря

Рьом, Франция. Tracks Architectes, 2018

Кинотеатр Arcadia появился в ходе преобразования бывших церковных территорий. Его построили рядом с неиспользуемым монастырем, оставленным монахами-редемптористами в 2011 году. Фасад выглядит современным и в то же время служит интерпретацией существующей среды — он состоит из арочных проемов разных размеров, чередующихся в хаотичном порядке. Темноту кинозала уравновешивает просторный холл с полукруглым сводом; он пропускает много света за счет масштабного остекления.

Помимо кинотеатра на 543 зрителя в здании находится конференц-зал вместимостью до 112 человек. Arcadia — лишь часть большого проекта Jardins de la Culture («Сады культуры» — фр.), который включает постройку мультимедийной библиотеки, школы танцев и музыки в главном здании монастыря и выставочного зала в часовне.

Фото © Guillaume Amat

 

В котельной

Маастрихт, Нидерланды. JHK Architecten , Verlaan & Bouwstra Architecten, 2016

Кинотеатр Lumière является частью культурного центра Timmerfabriek и расположен в комплексе промышленных зданий 1910 года — бывшей котельной и электростанции. Благодаря этому зрители не только наслаждаются фильмами, но и имеют возможность ближе познакомиться с индустриальным наследием Маастрихта.

В здании шесть кинозалов, три самых больших из них находятся в полуподвальном помещении. Они оборудованы так называемыми «параболическими ярусами»: задние ряды сидений постепенно поднимаются вверх, обеспечивая зрителям хороший обзор. В здании сменили практически всю отделку, однако обстановку машинного отделения оставили почти без изменений — он входит в список памятников архитектуры и теперь служит местом для ресторана.

Фото © Marcel van der Burg

 

От лучшего архитектора Европы

Париж, Франция. Manuelle Gautrand Architecture, 2016

Реконструкция кинотеатра Alésia — это проект француженки Мануэль Готран, которая в 2017 году стала лауреатом Европейской премии в области архитектуры. Новый проект пришел на смену кинотеатру 1921 года, впоследствии многократно перестроенному. Здание выделяется на фоне исторической застройки Парижа за счет рельефного медиафасада. Как и многие проекты Готран, он вдохновлен экспериментами с бумагой. Вертикальные членения напоминают фрагменты кинопленки, на которые транслируется афиши и отрывки кинофильмов.

Внутри находится восемь кинозалов гибкой формы. На разрезах здания видно, что зрительные залы расположены один над другим и они создают своего рода вертикальную скульптуру. Зрители попадают туда через многоуровневый атриум с лестницами и эскалаторами.

Фото © Guillaume Guerin

 

Новая доминанта района

Нерва, Испания. Enrique Abascal García, 2010

Кинотеатр Reina Victoria строили для того, чтобы оживить опустевший район в андалузском городе Нерва, который изначально возник для обслуживания местных горнодобывающих предприятий. Здание имеет две функции: кроме фильмов здесь показывают спектакли, так что помимо зрительного зала со сценой и киноэкраном в постройке размещен репетиционный зал, кулисы и техническая зона с оркестровой ямой.

Фото © Clemente Delgado

 

В парке

Москва, Россия. GRACE, SYNDICATE architects, snkh. 2017-2020

Московский Музей современного искусства «Гараж» ежегодно устраивает конкурсы на облик летнего кинотеатра в Парке Горького. Взаимодействие музея с архитектурным сообществом выгодно для обеих сторон: кинотеатру это дает дополнительную рекламу, а для молодых архитектурных бюро конкурс становится хорошей стартовой площадкой.

В течение двух лет, в 2017 и 2018-м, в парке стоял павильон с зеркальной стеной по проекту бюро GRACE. В 2019 году его сменило пирамидальное сооружение московской архитектурной студии SYNDICATE architects. В 2020 году победу в новом конкурсе присудили армянскому бюро snkh: они предложили форму вывернутого наизнанку шатра, навеянного кочевой — то есть временной — архитектурой.

Фото © garagemca.org

 

Под мостом

Лондон, Великобритания. Assemble, 2011

Еще один пример того, как превратить строительство временного кинотеатра в большое событие: объект Folly for a Flyover собрали под эстакадой одной из лондонских автомагистралей в рамках фестиваля Create. Для строительства использовали кирпич, глину и дерево, причем все материалы были вторично переработаны или подарены.

Помимо киноэкрана и зрительных рядов в проекте нашлось место кафе, бару и деревянной пристани на берегу прилегающего канала — посетители могли отчалить на лодках или каноэ.

 

Выводы

В индустрии офлайн-развлечений растет роль и значимость архитектора. В эпоху, когда киносеансы стали доступны и обыденны благодаря интернету, качественная архитектура способна вновь вернуть кинотеатрам зрителей, а просмотрам фильмов на большом экране — былую значимость. Та же тенденция заметна в архитектуре торгово-развлекательных центров, магазинов и кафе. Архитектурная среда дарит новые впечатления и подстегивает покупательскую способность.

Кинотеатр все чаще трактуется как полноценное общественное пространство. Просмотр кино — лишь одна из возможностей при посещении киносеансов. Помимо зрительных залов кинотеатры включают кафе, конференц-залы и другие культурные и общественные функции. Зачастую их возводят в контексте больших культурных кластеров — мы увидели это на примере кинотеатра Arcadia во Франции и Lumière в Нидерландах.

Новые кинотеатры часто становятся объектами редевелопмента самой разной архитектуры — от промышленной до церковной. Отметим, что этот тренд работает в обе стороны — устаревшие кинотеатры преобразовывают и меняют функции. В Европе одним из свежих примеров служит проект студии Plantea в Мадриде: там кинотеатр переделали в мультифункциональное культурное пространство Sala Equis. В России многие модернистские кинотеатры подвергаются тотальному сносу, хотя есть исключения: среди них московский «Ереван», который приспособили под Единый диспетчерский центр московского метро.

Появление летних кинотеатров привлекает много внимания, особенно если это связано с культурными фестивалями и архитектурными конкурсами. Поскольку временная архитектура оставляет больше простора для фантазии, у архитекторов появляется шанс реализовать самые смелые идеи.