«Точку будущего» решили строить в 2015 году. Тогда фонд «Умная школа» и КБ «Стрелка» организовали международный конкурс, в котором участвовали консорциумы из зарубежных и российских бюро — в общей сложности 49 команд из 26 стран мира. В финале выбирали между работами архитекторов из США, Финляндии и Дании. Предпочтение отдали последним — небольшой датской студией CEBRA, которая работала совместно с российским бюро UNK project, инженерами компании Niras и ландшафтным бюро Vega landskab.
Расходы на строительство и поддержку целиком покрыл благотворительный фонд «Новый дом» бизнесмена и создателя Yota Альберта Авдоляна. Попечительский совет фонда возглавляет гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов. Оба прожили в Иркутске значительную часть жизни и хорошо знакомы с проблемами региона. Одна из них — адаптация детей-сирот, по числу которых Иркутская область является одним из лидеров по стране. Главными адресатами «Точки будущего» были именно такие дети: 119 учеников являются воспитанниками приемных родителей и они ходят на уроки наряду с ребятами из обычных семей. Основная цель проекта — научить их ответственному выбору и подготовить к взрослой жизни, и большую роль в этой миссии играет само устройство здания, основанное на нетиповых решениях.
О том, как архитектура воспитывает в ребенке лучшие черты, мы поговорили с соучредителем бюро UNK project и главным архитектором проекта Юлием Борисовым.
Крепость, но не тюрьма
«Точка будущего» состоит из детского сада, начальной и средней школы, а также помещений для занятий спортом и культурных мероприятий. Здание похоже на крепость: корпуса соединены в кольцо с большим внутренним двором, где дети играют и общаются. При этом двор не замкнутый и в нем много прострелов, ориентированных на лес, залив и другие видовые точки. Архитекторы практически сразу пришли к этой форме, поскольку она идеально подходила для того, чтобы создать чувство защищенности, но «не скатиться в резервацию».
«Обычно в школах и интернатах пытаются обеспечить безопасность, сделав из них „тюрьму“, где есть удобные коридоры для наблюдения за школьниками-„заключенными“ и хорошо просматриваемая территория, огороженная заборами», — объясняет Юлий.
Массивное цилиндрическое здание поделено на множество небольших объемов с двускатными крышами. Это придает архитектуре более «домашний» вид, что особенно важно в случае с детьми-сиротами. «Мы взяли своего рода архетип дома с двускатной кровлей и мультиплицировали на саму школу. Это как бы деревня, вписанная в круг», — говорит Юлий. Ту же форму имеют 19 коттеджей, построенных на территории «Точки будущего», — дети живут здесь вместе со своими приемными семьями.
Меньше типового — больше персональной заботы
«Точка будущего» — редкий пример российской школы, где архитекторы и заказчики были в равной степени заинтересованы в отходе от всего типового. Здесь почти нет предметных кабинетов, а от коридорной системы отказались, чтобы максимально насытить функциями пространство вне классов. Роль актового зала выполняют амфитеатры в больших общих холлах — одновременно они служат рекреационными зонами на переменах.
Мультифункциональные пространства экономят площадь, а значит и бюджет. Но еще важнее то, что они лучше соответствуют философии проекта и духу времени. По мнению Юлия, строго расчерченные планы школьных зданий являются следствием конвейерной системы обучения, где каждый класс — это своего рода «станок», а коридор — «конвейер», по которому движется образовательный процесс.
«Типовые школы до сих пор строят по образцу 1950-х годов, в то время как мир стремительно меняется, а вместе с ним меняется образование. Сейчас нет задачи выучить все даты и формулы — для этого есть Google. — считает Юлий. — Ценностью является умение принимать решения и ориентироваться в потоке информации, а для этого нужно давать ребенку возможность выбирать. Когда все одинаковое — классы, образование, одежда, — выбора нет. Особенно остро эта проблема чувствуется у детей-сирот, потому что в интернатах они живут по расписанию, делают и носят то, что им говорят. После выпуска они не умеют жить и принимать решения». Таким образом, гибкое и нелинейное пространство отражает нелинейное развитие каждого отдельного ребенка.
Юлий признается, что согласовывать нестандартные идеи было тяжело, но большинство разногласий удалось преодолеть за счет эмпатии, которую вызывал этот проект: «Все понимали, что мы делаем школу для детей без родителей. Этим целеполаганием проникались и согласующие органы. Нормальный, достаточно долгий, обосновывающий диалог приводил к хорошим результатам».
Большая прозрачность — отражение современности
Во всех кабинетах «Точки будущего» часть стен состоит из стекла — это относится как к классам, так и учительским комнатам, и даже кабинету директора. Некоторые пользователи соцсетей раскритиковали эту особенность здания и писали о том, что дети и педагоги будут чувствовать себя «в аквариуме». Юлий с ними не согласен — по его словам, архитекторы и заказчики опирались на лучший мировой опыт. Прежде чем приступить к проекту, он посмотрел 12 школ в разных странах. Там прозрачные стены — общепринятый стандарт, который свидетельствует об общей прозрачности мира в эпоху онлайна.
«Глупо делать из классов закрытые боксы, когда благодаря интернету мир достиг такой высокой степени прозрачности и социализации», — говорит Юлий и приводит в пример историю, связанную непосредственно с «Точкой будущего»: «Через три часа после открытия школы дочь прислала мне ссылку на видео школьника в TikTok’е, снятое в этой школе. Ролик за это время набрал 2 миллиона просмотров».
Еще одна идея, которую почерпнули из зарубежного опыта, но не сумели реализовать до конца, — позиционирование школы как социального хаба, куда приходят не только дети, но и люди самых разных возрастов. Например, в небольших городах на Западе школы становятся нередко становятся центрами образования для пенсионеров. Теоретически в «Точке будущего» существует возможность устраивать занятия для самых разных социальных групп, но представители учебного заведения пока только планируют реализовать ее на практике. Тем не менее уже сейчас можно наверняка говорить, что у школы большое будущее — об этом свидетельствует не только число просмотров в TikTok’е и публикаций в СМИ, но и то, что проект получил продолжение. В середине сентября стало известно, что в ближайшие годы аналогичное здание планируют реализовать в Якутии.