Обыкновенная необыкновенная постройка

Бывшая контора, спроектированная и построенная Мельниковым в период с 1924 по 1926 годы, когда-то была центром многолюдного бурлящего Новосухаревского рынка, но после его сноса оказалась в глубине квартала между Сретенкой и Трубной. Сегодня это самое старое здание мастера из числа сохранившихся. И — как это парадоксально не звучит — самое незаметное.

По первоначальному замыслу архитектора здание было круглым в плане, однако позже Мельников подчинил его объемно-пространственное решение оригинальной планировочной схеме рынка. Автор предложил «угловой показ товаров», то есть, в соответствии с генпланом, массивы стоящих под углом деревянных павильонов, формирующих торговые ряды, были словно бы нанизаны на лучи проездов, которые связывали входные зоны рынка с центром, где возвели из кирпича трехэтажный объем конторы. Треугольный на плане, яркий и выразительный в пластическом отношении, возвышающийся подобно башне над крышами павильонов, он был хорошо виден из любой части рынка.

Мельников применил в работе узнаваемые авторские приемы: необычную объемно-пространственную композицию, основанную на простых геометрических формах, ритмичное членение фасадов, острые контрастные цветовые сочетания. Так, ритм южного, северного и западного фасадов поддерживается вертикальными светлыми лопатками, которые чередуются с темными плоскостями. Лестница в северной части здания акцентирована круглым оконным проемом. Ее марш, ведущий на кровлю, был открытым, а стена в этом месте имела завершение в виде четырех уступов, равномерно поднимавшихся к углу постройки. За счет таких деталей и был создан запоминающийся архитектурный образ и узнаваемый в городской панораме силуэт.

Фото и планы предоставлены Музеем архитектуры

 

Пациент скорее жив?

За годы существования бывшей конторы в результате многочисленных перестроек многие архитектурные элементы были утрачены. Например, плоская кровля стала скатной, лестницу закрыли стеной, поменяли почти все деревянные рамы на пластиковые, установили современные двери. Внутри здания произошли изменения еще более разительные, хотя сохранились ступени черной лестницы, несколько аутентичных окон с узорчатыми стеклами, фрагменты лепных карнизов.

На первом этаже в основном осталась прежняя планировка. По заключению Госэкспертизы двухлетней давности, локально износ здания достигает 40%. В аварийном состоянии находятся штукатурный слой, стропильная система, кровельное покрытие. Общее состояние постройки признано неудовлетворительным. Конечно, ее необходимо реставрировать и «возвращать» людям. И такие попытки уже были.

 

Комплексная реконструкция: проект, который не воплотился

Больше 10 лет назад российскому и международному сообществу была представлена концепция комплексной регенерации исторического района Сретенки, разработанная консорциумом, в который входили бюро SPEECH, ТПО «Резерв», Venko и мастерские № 20 и № 4 «Моспроекта-2». В качестве девелопера амбициозного проекта выступила компания Rose Group, построившая «Молочный дом», «Медный дом», Crystal House в переулках на Остоженке, а также универмаг «Цветной». Именно эти постройки Юрий Григоряна и Сергея Скуратова середины 2000-ых стали этапными и знаковыми, как для архитектурного рынка, так и для рынка недвижимости, задав новые стандарты современной московской архитектуры. Авторская архитектура, сложный образ, продуманные детали, качественные отделочные материалы, все это тогда казалось необычным. Но в отличие от Золотой мили на Остоженке городская ткань в районе Сретенки включала в себя общественные пространства, в том числе территорию бывшей Новосухаревской рыночной площади. В рамках концепции был предложен мастерплан квартала, где раньше располагался рынок. Территория бывшей площади становится центром пространственной композиции, а отреставрированное в полном соответствии с чертежами Мельникова здание конторы — архитектурной доминантой.

 
Внутриквартальная площадь на месте бывшего Новосухаревского рынка с отреставрированным конторским зданием К.С.Мельникова. Визуализация SPeeCH
 
 

По замыслу авторов, благодаря обновлению существующей застройки, использованию пустырей и улучшения дорожно-транспортной ситуации в исторический район в самом сердце Москвы должна была вернуться полноценная качественная жизнь. Проект получил название «Челси» по аналогии со знаменитым лондонским районом. Он демонстрировался в художественной галерее Aedes Land в Берлине в 2009 году, что свидетельствует о его неординарности, поскольку российскую архитектуру редко показывают за рубежом.

Проект «Челси» так и остался нереализованным, почти на десятилетие контора Новосухаревского рынка выпала из информационного поля, в ней тихо сидели арендаторы, а здание продолжало разрушаться. Август 2020 года — хронологическая точка пересечения сразу нескольких векторов, ведь ровно два года назад был обнародован акт историко-культурной экспертизы архитектурного объекта, о котором идет речь.

«Это здание — памятник архитектуры, как и все гениальные произведения Мельникова, его раскрепощенные фантазии. Главный положительный момент — наконец-то у объекта появился собственник, который займется реставрацией и приспособлением, возвратит постройке первоначальный вид. Конечно, за 95 лет многие оригинальные элементы были утрачены. Хотелось бы знать наверняка, что именно предпримет новый владелец, какой стратегии будет придерживаться. К сожалению, пока подробной информации об этом нет. Я за разумный подход без ненужного пафоса. Не стоит фиксироваться на первоначальной функции административного здания. Я убежден: бывшая контора должна нести социальную функцию. Что требуется городу, то и нужно обустроить. Отдать эту архитектуру жителям. Здесь может быть музей, библиотека, детский театр или детский сад. Может быть галерея. Одно скажу определенно: здание бывшей конторы должно стать центром притяжения людей. Пусть они посещают обновленную контору. Да, сюда и сегодня водят экскурсии, но темой интересуются в основном профессионалы, а большинство ничего не знает об этой постройке, даже если живет рядом. Памятник окружен богатой территорией, которая может стать культурным оазисом, а само здание — неким арт-объектом в зоне променада».
Александр Эрман
Архитектор, руководитель бюро ALEXANDER ERMAN, которое располагается в здании бывшей конторы Новосухаревского рынка
 

 

Студенческий проект: архкластер

Свежий пример проекта приспособления здания конторы — работа учеников Британской высшей школы дизайна Анастасии Губиной и Дарьи Котельник (руководитель Федор Ращевский, бюро OFFCON, герой авторской программы «Главный — архитектор?!»).

Авторы убеждены, что оптимальным вариантом приспособления будет органичная реконструкция с целью создания универсальной площадки, архкластера с возможными функциями кинотеатра, библиотеки, бара, коворкинга, лектория, типографии, выставочной и съемочной площадки. Любопытно, что проект предусматривает даже пересечение образовательных функций с расположенной неподалеку школой № 2054, известной в профессиональном сообществе как «полтинник». Это единственная школа в Москве, в которой есть классы с архитектурным профилем.

Для этого требуется восстановить открытую лестницу и плоскую крышу-бар, воссоздать оконные проемы, убрать деревья вокруг здания, скрыть коммуникации, создать мануал пользователя по эксплуатации здания, осуществить комплексное благоустройство территории, лейтмотивом которого станет образ деревянного павильона бывшего рынка.

Контора Новосухаревского рынка и прилегающий участок весной 2020 года перешли в собственность гендиректора компании «Группа ОНЭКСИМ» Дмитрия Разумова. Проект модернизации здания может стать хорошим образцом вдумчивой реставрации, тем более, что перед глазами есть совсем недавний пример — реставрация дома Наркомфина Моисея Гинзбурга, получившая положительные отклики. Сдержанный оптимизм по этому поводу выражает директор Музея Мельниковых, филиала Музея архитектуры Павел Кузнецов. Именно музей архитектуры в день 130-летия Константина Мельникова организовал пресс-тур по разрушающимся шедеврам великого архитектора.

«У здания бывшей конторы Новосухаревского рынка есть потенциал реставрации и консервации. Оно требует серьезного изучения, как памятник архитектуры. По имеющейся информации, в связи со сменой собственника у постройки после реставрации возникнет культурная функция. Мы, сотрудники музея Мельниковых, скромно выражаем надежду на корректный проект реставрации и приспособления и готовы оказать посильное содействие архивными материалами. Неважно, что это будет — галерея, музей или даже офис, главное, чтобы это было сделано уважительно по отношению к оригинальному дизайну 1920-х. Кажется важным восстановить плоскую кровлю авторства Константина Мельникова с террасой бара или кафе. Конечно, часть видов с уровня крыши утрачена, но я думаю, что москвичи и гости столицы скажут спасибо за эту террасу».
Павел Кузнецов
директор Музея Мельниковых
 
 

Таким образом, необходимость вдумчивой и корректной реконструкции (модернизации) никто из профессионалов не оспаривает. Авторы государственной историко-культурной экспертизы предлагают восстановить утраченные фрагменты кладки и штукатурного слоя стен и карнизов, укрепить кирпичные стены и перемычки, обработать цоколь консервирующими и антисептическими составами, воссоздать дверные и оконные рамы, реставрировать деревянные несущие конструкции кровли и металлические ограждения террасы, выполнить систему водоотведения, снять лишние слои асфальта для сохранения конструкций стен цокольного этажа. Остается искренне надеяться на то, что новый собственник придерживается такого же мнения, и сможет не просто отреставрировать здание, но и вдохнуть в него новую жизнь, наполнив новой интересной функцией.