Вебинар MosBuild Академии «Зачем участвовать в архитектурных конкурсах?» прошел 2 декабря в рамках онлайн-курса «Архитектор как продюсер», который направлен на то, чтобы помочь молодым архитекторам научиться продвигать себя как профессионалов.Модератор вебинара Александр Змеул, главный редактор archspace.info и куратор архитектурной программы MosBuild.
Посмотреть вебинар полностью можно по ссылке.

Вступайте в консорциумы с крупными институциями

Это реальный шанс для молодого бюро принять участие в создании масштабного проекта. Плюсы крупной проектировочной организации: большой опыт, хорошее портфолио, серьезная репутация. Плюсы молодого бюро: интересные идеи, гибкость, нестандартный подход к решению проектных задач.

«Присутствие в консорциуме молодых партнеров „работает“ на успех проекта. Если у вас нет опыта и достаточного количества проектов, то объединение в консорциумы — отличный вариант. Когда Институт Генплана участвует в конкурсах, для нас наличие молодого партнера это всегда большой плюс, потому что мы — большие, а значит, отчасти неповоротливые. Мы понимаем, как это реализовать в документах, но бывают сложности с полетом фантазии. И вот тут молодые коллеги приходят на помощь: подпитывают нас свежими идеями, а сами набираются опыта на всех этапах проектирования».
Арсений Пенкин
 

 

Составляйте красивые приглашения к сотрудничеству

Из письма-приглашения ваши потенциальные партнеры обязательно должны усвоить, почему ваш выбор пал именно на них.

«Один из самых интересных наших проектов — это мастер-план Дербента. Мы пригласили в коллаборацию несколько крупных бюро из Европы и Америки, и к счастью, они согласились. Мы сформировали мощную команду. Как привлечь международных партнеров? Первое правило: не нужно стесняться. Нужно составить очень красивое письмо-приглашение, в котором объяснить, почему вы стремитесь к коллаборации именно с этой компанией. Мы отправили примерно 12 или 15 приглашений по всему миру, и три команды ответили согласием. В конечном итоге они и вошли в консорциум».
Амир Идиатулин
 

Конкурс на мастер-план Дербента

 

Делайте больше, чем есть в ТЗ

Побеждает не просто лучший проект, а тот проект, который на голову выше остальных.

«Эту историю мне рассказал мексиканский архитектор Фернандо Ромеро, с которым мы входили в один консорциум. Как-то он выиграл конкурс на проектирование в Мексике самого большого аэропорта в мире вместе с бюро Фостера. Так вот, Фостер научил Ромеро делать всегда гораздо больше, чем есть в техническом задании. Они строили макеты узлов, деталей и показывали все это жюри, хотя в ТЗ такого не было. И вот, мы перенимаем передовую практику, — в наших проектах мы тоже делаем гораздо больше, чем прописано в ТЗ».
Амир Идиатулин
 
«Выход за границы ТЗ часто приносит существенные плюсы. Но тут есть еще и другая сторона. Важнейший момент второго этапа любого открытого конкурса — это экспертиза разработанных проектных решений. И действительно, жюри отмечает, когда проект выходит за рамки ТЗ, но одновременно крайне важным остается вопрос соответствия проекта ТЗ в части экономики, реализуемости, наличия всех необходимых разделов».
Арсений Пенкин
 
Мастер-план Альметьевска. Работа бюро IND Architects

 

Создавайте удачные презентации

Если красиво и правильно «упаковать» проект, на него обязательно обратят внимание. Ведь пословица «Встречают по одежке» остается в силе.

«Когда был первый конкурс на Московскую агломерацию, и заявки принимались физически, а не по интернету, один из участников подготовил суперкрасивую презентацию чуть ли не в кожаном переплете, на отличной бумаге. И по-моему, жюри приняло решение о том, что этот участник проходит в следующий этап, еще до погружения в проект. Сейчас имя этого человека у всех на слуху, поэтому я его называть не буду. Конечно, никто не требовал такой подачи, но они заморочились, вышли за рамки ТЗ. Это было красиво!»
Арсений Пенкин
 
 
Музей «Синфу» (КНР). Концепция бюро IND Architects

 

Не переоценивайте свои силы

Любой конкурс — это ресурсозатратная история для бюро. Вам нужно проанализировать свои возможности, чтобы не парализовать работу команды.

«Конечно, нужно участвовать в тех конкурсах, которые под силу самому бюро. Я благодарю судьбу за то, что на старте нашим конкурсным зданием стал первый московский детский хоспис. Во-первых, мы однозначно „потянули“ этот проект, а во-вторых, он открыл нам двери в череду других конкурсов. Для сравнения, над планом Дербента сначала трудились пять человек, а на финальной стадии — 18. Хорошо, что все случилось в свое время. Вообще, все затраты на конкурсы мы относим к маркетинговым, потому что конкурсы — это лучшая реклама. Например, когда-то мы спроектировали для конкурса винодельню, но наш проект не победил. А через два года нам заказали винодельню, которую мы сейчас проектируем».
Амир Идиатулин
 
 

Конкурс на проектирование первого московского детского хосписа «Дом с маяком»