Ольга Маталыцкая
PR и брендинг Группы ЦДС, идеолог «АРХпроекта»
 
 

Ольга, почему возникла идея проведения конкурса «АРХпроект»?

Социальная ответственность — это часть мировоззрения и потребность любого зрелого, устойчивого бизнеса. Для Группы ЦДС, входящей в десятку крупнейших российских застройщиков, это особенно актуально. Мы создали конкурс «АРХпроект» потому, что осознаем — для людей, вне зависимости от социально-экономических условий, важны не просто стены, а качественный продукт, современное комфортное жилье. Студенты, участвующие в конкурсе «АРХпроект» — это люди, которые уже завтра будут проектировать современные мегаполисы и создавать среду, в которой мы будем жить. Задача конкурса — помочь талантливым молодым архитекторам, вдохновленным нашими идеями и философией, найти себя в профессии, дать им возможность проектировать города будущего.

Идея конкурса родилась в 2016 году как результат общения с преподавателями Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета (СПбГАСУ), с которым у нашей компании налажены тесные связи. Декан строительного факультета СПбГАСУ Ольга Борисовна Ушакова стала куратором конкурса, и во многом благодаря ей его концепция приобрела четкость и завершенность.

Помогает ли конкурс подбирать новые кадры? Может победитель прийти к вам работать?

Да, безусловно. Мы во всем стремимся к лучшему, в том числе и в кадровой политике. Победители конкурса проходят оплачиваемую стажировку в проектно-конструкторском бюро Группы ЦДС. С некоторыми из них мы впоследствии продолжаем сотрудничество и после окончания стажировки. Для нас это — один из механизмов формирования кадрового резерва компании, а для студентов — возможность заявить о себе на высоком профессиональном уровне.

Как изменился конкурс за 5 лет?

Идеология конкурса остается неизменной, но сам он претерпевает изменения. В частности, конкурсные задания теперь формируются только на основе реальных кейсов нашей компании. Мы ставим перед участниками прикладные задачи, с которыми они будут сталкиваться в реальной жизни.

С каждым годом конкурс расширяет географию. Число участников пополняют студенты архитектурных вузов стран бывшего СССР, ближнего зарубежья.

Также в прошлом году мы ввели еще одну инновацию, призванную повысить уровень и престиж конкурса — трехступенчатую систему отбора лучших работ. Первый этап — подача работы, подготовленной совместно с преподавателем или руководителем, поскольку конкурс предусматривает очень высокие критерии входа. В рамках следующего этапа поступившие заявки рассматривает экспертный совет, состоящий из архитекторов-практиков, историков архитектуры, критиков, искусствоведов. По результатам этого этапа остается всего 30 финалистов, по 10 в каждой из основных номинаций. С ними начинают работать менторы — профессиональные наставники, помогающие участникам улучшить свои проекты, подготовиться к финальной выставке, к защите проектов. Это — очень ответственный этап, ведь важно не потерять самобытность каждого автора, показать особенности его архитектурного мышления. Последняя ступень отбора — международное жюри. Победители будут названы во время выставки, которая в этом году пройдет на Новой сцене Александринского театра Санкт-Петербурга.

И еще одно нововведение: в 2019 году у конкурса появилась особая награда — Гран-при. Обладатель Гран-при отправится на архитектурную биеннале в Венецию. Для молодого архитектора такое путешествие станет, несомненно, очень ценным с профессиональной точки зрения.

Надувная архитектура — Гран-при 2019, Дарья Ерофеева. Фасад детского сада, номинация «Орнамент и плоскость»
Яркий интерьер для ярких личностей — работа победителей 2019 года Алины Бодяк и Артема Агекяна. Номинация «Форма обитания»
Сказочный лес — работа победителей 2019 года Ильи Чуркина и Инны Клименко. Номинация «Орнамент и плоскость»

Как состоявшиеся специалисты-менторы относятся к подобному наставничеству?

С воодушевлением. Полагаю, что каждый в этом тандеме находит для себя какие-то плюсы. Профессионалы — энергию и задор, свойственные молодым. А молодые авторы — бесценный опыт, приходящий только с годами практики.

Почему в 2020 году вы решили добавить в конкурс, который изначально позиционировался как студенческий, специальную номинацию для практикующих архитекторов? Чтобы подтянуть начинающих до уровня профессионалов?

Это — одна из причин. В целом, «АРХпроект» изначально является профессиональным конкурсом. Студенты, как и практикующие архитекторы, работают строго в рамках технических заданий. В частности, новая номинация «Гений места» разработана на основе нашего проекта Parkolovo, начало реализации которого запланировано на конец текущего года. В рамках данного комплекса, помимо жилых зданий, предусмотрены различные общественные пространства и своя социальная инфраструктура. Мы также планируем создать на его территории художественный объект, который станет точкой притяжения для жителей и завершающим штрихом в формировании узнаваемого образа этого места. Задача настолько интересная, что мы решили не ограничиваться только начинающими архитекторами. На реализацию данного проекта будет выделен один миллион рублей. Это позволит победителю в кратчайшие сроки воплотить свою идею в реальность. С автором будет заключен официальный договор. Часть средств пойдет на создание рабочей документации, остальное — на материалы, производство и так далее.

Может ли случиться так, что вас заинтересует студенческий проект или какая-то идея, которую вы будете использовать в дальнейшем?

Мы рассчитываем на это. Все номинации конкурса — прикладные. Технические задания разработаны под наш новый жилой комплекс Parkolovo. В их рамках участникам будет предложено создать фасад школы, оформить входную группу в парадной, обустроить общественные пространства вдоль бульвара. Эти позиции будут разрабатываться и реализовываться на более поздних этапах, а значит мы сможем задействовать проекты победителей.

Лейтмотив конкурса в 2020 году — город-парк. Почему вам показалась важной эта тема?

Эта тема сейчас в тренде, а все наши объекты создаются с учетом мировых архитектурных тенденций. Наша цель — создавать не просто спальные микрорайоны, а комфортную и гармоничную городскую среду, неотъемлемые элементы которой — современные общественные пространства, живописные парки и набережные. Для нас важно использовать все возможности мегаполиса, при этом сохранив в микрорайоне живую, экологичную атмосферу.

Ольга, в 2020 году стратегическим партнером конкурса «АРХпроект» стала Новая сцена Александринского театра. Не самая очевидная «партия» для архитектурного проекта. Какие общие точки вы нашли с руководством театра? Вы так формируете какую-то общекультурную традицию?

Новая сцена Александринки — это не просто театр. Она позиционирует себя как культурное пространство, способное объединить самые разные темы и аудитории. В 2020 году Новая сцена разработала тематический арт-проект «Резиденции», который близок нам по формату. В итоге, мы запустили совместную «Архрезиденцию» — цикл онлайн-лекций для всех желающих по искусству, архитектуре, урбанистике, дизайну, где самые интересные и востребованные спикеры дают поистине эксклюзивный контент.

Будет ли конкурс в 2021 году? Если да, то на какие моменты вы бы посоветовали обратить внимание начинающим специалистам, которые пока только планируют свое участие в нем?

В 2021 году конкурс обязательно состоится. Мы не готовы отказаться от энергии молодых талантов и продолжим поиск интересных архитекторов нового поколения. Будущим участникам можно посоветовать научиться сочетать творческий потенциал и профессионализм, что позволит выражать самые смелые идеи корректно: при помощи расчетов и чертежей. Без этого архитектура невозможна. Учитесь, приобретайте мастерство и будьте на высоте!