Форма и расположение оконных проемов зависят от возможностей строительного рынка, ожиданий девелоперов, нормативов и, конечно, комфорта конечных пользователей. Как учесть все вводные при проектировании жилой архитектуры? На эту тему в рамках форума «Окно 360°. Тренды. Дизайн. Технологии», организованного выставкой MosBuild, высказались архитекторы Сергей Колчин, Юлия Бурдова и Ольга Алексакова.

Форум состоялся 9 июля и стал частью проекта MosBuild Online. Сергей Колчин провел небольшой экскурс в историю современной архитектуры и рассказал о подходах к проектированию окон на примере частных домов бюро Le Atelier; в свою очередь, Ольга Алексакова и Юлия Бурдова проиллюстрировали выступление многоквартирным проектами Buromoscow.

 

Типизация — главный враг

Сергей Колчин называет окно «гегемоном в современной архитектуре». Оно сильно влияет на облик и восприятие здания, но все упирается в то, что окно — это индустриальное изделие с очень небольшим числом производителей, которые производят примерно одно и то же. Повсеместный пластик и типовые решения очень портят архитектуру и не дают ей развиваться в полной мере. «Не было бы никакой архитектуры Карло Скарпы, если бы он использовал типовые окна», — убежден Сергей.

© Klaus Frahm/Artur Images

В ХХ веке ситуация была иной: архитекторы использовали много интересных решений, ныне позабытых в силу очень явной индустриализации и типизации. В качестве примера Сергей приводит довоенные дачи в СССР. Их «совершенно особое очарование» складывалось в том числе за счет орнаментальных переплетов, позволяющих сделать остекление максимально большим.

С тех пор подход к загородному строительству изменился. Архитектор показывает это на примере своего аккаунта в Instagram @folkrussianhouses, где собраны примеры «сельского вернакуляра». В одном из постов — дом, поделенный на две семьи: правая половина не слишком ухоженная, но сохранившая оригинальные окна, левая — обновленная, но с пластиковым окном. «С моей точки зрения, эта (правая) половина выглядит живее», — считает глава Le Atelier.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

A post shared by Sergey Kolchin (@folkrussianhouses) on 

При работе над частным жилым домом в Бузаево Le Atelier обратились к эстетике старых загородных домов и заложили ее в основу фасадного принципа. Фасад состоит из переплетов, формы которых вдохновлены орнаментальными витражами довоенных дач. «Для наших клиентов было важно ощущение старой „профессорской дачи“», — объясняет Сергей и добавляет, что данное решение позволило «дематериализовать фасад».

К историческим приемам Le Atelier также обратились во время работы с домом в Шатуре. Здесь большую роль сыграла тема «глухоты» оконных проемов, заложенных кирпичом. «С одной стороны, это отсылает к классической архитектуре, когда отсутствие окна в данном конкретном проеме не нарушает ритм фасадного членения». С другой стороны, это помогает наладить связь с вернакулярным контекстом — в Шатуре много зданий с заложенными окнами.

Композиция дома ‘KINO’ в Истринском районе целиком выстроена вокруг окон. Их располагали исходя из видов, которые открываются с лесного склона, поэтому конфигурация внутренних помещений во многом подчинена оконным проемам. «Панорамное остекление довольно негативно влияет на форму, — считает Сергей, — В данном случае это способ использовать максимум от окон и ничего не потерять в архитектуре».

 

Большие объемы и споры с застройщиками

Большинство проектов в портфолио Buromoscow — это многоквартирные дома. Архитекторы объясняют, как в данном случае проходит работа с развертками фасадов: «Поскольку мы работаем с очень большими объемами, то делим их на элементы и делаем черно-белый паттерн, — рассказывает соосновательница бюро Ольга Алексакова. — Мы заметили, что гораздо больше 50% фасада состоят из „дырок“. То, насколько хорошо расположен их рисунок, определяет качество фасада в куда большей степени, чем отделочные материалы».

© Buromoscow

Опыт Ольги и Юлии говорит о том, что даже в низкобюджетных многоквартирных домах к проектированию окон можно подойти творчески. В конце 2000-х бюро занималось проектом жилого комплекса «Эдальго» в Коммунарке. Это было время финансового кризиса, квартиры там были крошечными и «продавались по цене автомобиля». Юлия Бурдова рассказывает: «Когда мы столкнулись с задачей сделать фасад, то поняли, что либо окна, либо мебель». Это подтолкнуло их на эксперимент — впервые спроектировать фасад не снаружи, а изнутри. Окна располагали исходя из предназначения конкретной комнаты и мебели, которая там должна стоять. «Фасад получился очень живым, но эта живость обусловлена функциями», — заключает архитектор.

Не менее интересно Buromoscow подошли к проектированию ЖК «Маршала Захарова, 7». Это большое 25-этажное здание — «достаточно опасная для города вещь, гигантская пластина». Чтобы здание не выглядело громоздким, на фасаде использовали несколько паттернов. В том числе архитекторы предлагали вмонтировать круглые окна — заказчик поддержал это решение, но «коммерческий отдел встал насмерть и боролся с этим круглым окном до тех пор, пока мы не сделали совершенно обычное решение в круглой рамке».

 
© Buromoscow
 
 

Ольга подчеркивает, что в диалоге с застройщиками любые нестандартные решения по-прежнему даются тяжело. Бороться приходится в том числе за окна в торцах. Чаще всего в этой части здания располагаются ванные комнаты и туалеты. Согласно нормативам под окном должен находиться элемент отопления. «Если вы делаете окно в ванной, это прекрасно для света и проветривания, но означает лишние коммуникации для заказчика», — комментируют Buromoscow.

При проектировании фасадов жилого комплекса Green Park бюро отстаивало решение с эркерами. «Был долгий разговор о том, что никто не купит квартиры с „кривыми“ окнами, но тем не менее их скупили первыми. „Повернутый“ взгляд на мир имеет спрос, и людям все-таки важно, как и что они видят. И этот элемент, который делает квартиру особой, оказался очень востребованным», — подводит итог Ольга.

Полную версию форума «Окно 360°. Тренды. Дизайн. Технологии» смотрите на YouTube.