Бюро Wowhaus приобрело без преувеличения общероссийскую известность благодаря своим проектам обновления городских общественных пространств — Парка Горького, Бауманского сада, парка «Сокольники», Крымской набережной. Во всех этих работах видно неравнодушное и внимательное отношение к «материалу», то есть, городской ткани; понимание законов, по которым существует мегаполис, и интересов его жителей. Кроме того привлекает комплексный подход к редизайну объектов, единство стилистических решений, напоминающих об одной из главных целей как архитектуры, так и дизайна — делать нашу жизнь лучше. Преобразованные Wowhaus пространства интересно изучать, внутри них удобно и комфортно.

Однако проект развития музея-усадьбы «Архангельское» заметно отличался от предыдущих проектов бюро — масштабом, длительностью (до 2025 года), нормативными ограничениями, связанными с особым охранным статусом этого места. К примеру, на территории объекта культурного наследия нельзя возводить капитальные постройки, невозможно использовать русла рек для организации рекреационных зон, ограничены возможности по благоустройству и так далее.

Какие главные объекты создают ансамбль усадьбы Архангельское?

Дворец (1786-1812)
Западный и Восточный флигели (конец XVIII-начало XIX вв)
Театр Пьетро Гонзаго (1818)
Эрмитаж, или ансамбль «Каприз» (середина XIX века)
Чайный павильон архитектора Фомы Петонди (середина XIX века)
Боковая колоннада
Церковь Михаила Архангела (1681)
Святые ворота (XIX век)
Терраса перед южным фасадом дворца
Парадные ворота
Парк XVIII века

Одна из главных «гуманистических» задач этого проекта — заново наполнить посетителями музей, а это значит придумать новые сценарии использования исторического объекта, предложить современную инфраструктуру, которая только подчеркнет уникальность архитектурно-ландшафтного комплекса. Архитекторы выбрали верный путь: используя весь предыдущий опыт работы с городскими пространствами, сформулировать четкую стратегию развития (дизайн-код) и изменения Архангельского, своего рода внутренний закон, по которому будет существовать памятник культуры.

В материале использованы фотографии Дмитрия Чебаненко. Материалы предоставлены бюро Wowhaus

Предупредительно-деликатный. Именно так можно охарактеризовать подход бюро Wowhaus с архитектурной среде Архангельского. Особенно радует отсутствие очевидных стилизаций, снижающих статус оригинальных зданий и архитектурного ансамбля в целом. «Внедрение не должно отвлекать внимание от исторической архитектуры, — говорит сооснователь бюро Олег Шапиро. — Поэтому наши постройки не прикидываются зданиями конца XVIII — начала XIX века. Ясно, что это современная архитектура».

Объектами первой очереди, построенными в Архангельском, стали входная группа на КПП № 1, ресторан с террасой у домика Герцена, амфитеатр у «Колоннады» и парк у Императорской аллеи, так называемый Парк усадебных затей, и три воссоздаваемые оранжереи.

Все они выполнены с соблюдением единого дизайн-кода и достаточно гармонично дополняют существующий архитектурно-ландшафтный ансамбль. Основные принципы дизайн-кода: симметричность, светопроницаемость, пропорциональность. Фасады новых сооружений должны быть ритмичными, колористические решения — сдержанными.

Основные исторические вехи Архангельского

1-я половина XVII века: строительство храма Михаила Архангела в имении Уполозы
1703 год: усадьба переходит во владение князя Д.М. Голицына
1780-е годы: строительство дворцово-паркового ансамбля в стороне от усадебного комплекса XVI — XVII вв. в селе Архангельском его внуком Н.А. Голицыным
1810 год: покупка усадьбы князем Н.Б.Юсуповым
1903 год: установка памятника А.С. Пушкину
1910-1916 годы: строительство храма с открытой колоннадой — семейной усыпальницы Юсуповых
1918 год: национализация Архангельского
1933 год: передача усадьбы Наркомвоенмору
1981 год: реставрация регулярного парка
1995 год: за Музеем-усадьбой «Архангельское» закреплен статус объекта исторического и культурного наследия общероссийского значения

Совершим небольшую виртуальную прогулку по некоторым новым объектам Архангельского с краткими комментариями сооснователя бюро Wowhaus Олега Шапиро.

 

Входная группа

«Входная группа — сложное упражнение, современная интерпретация классики. С одной стороны, это комфортное и современное сооружение, а с другой — входная зона усадьбы, которая не должна противоречить по масштабу и стилистике исторической архитектуре».

Кроме входной группы архитекторы сделали туристический информационный центр, кассы и кафе. Бюро Wowhaus занималось архитектурой, а интерьер разработан сторонним дизайнером Еленой Резепиной. Новая входная группа решена таким образом, чтобы открыть исторический вид на усадьбу. Именно поэтому авторы спроектировали две группы крытых турникетов с обеих сторон аллеи. Левая галерея соединяет навес над турникетами, общественный туалет и примыкает к автобусной остановке. Правая галерея объединяет турникеты, кассовый зал, инфоцентр и служебное помещение. Обе части входной группы формируют открытое общественное пространство для сбора экскурсионных групп. Галереи и навесы собраны из металлоконструкций и увенчаны плоской кровлей. Основные сооружения — скатной кровлей. Легкие и прозрачные павильоны словно бы растворяются в окружающем пейзаже, не привлекают к себе внимания, помогая взгляду сосредоточиться на исторической архитектуре. Но функцию свою выполняют исправно.

 

Ресторан с летней террасой у домика Герцена

«Былое ощущение некоторого запустения Архангельского связано еще и с тем, что посетителям было здесь некомфортно. Например, места общественного питания были такими...партизанскими. Конечно, мы хотели исправить ситуацию, поэтому сделали террасу на месте бывшей дачи».

Тут, как и в случае со входной группой, архитекторы Wowhaus занимались только архитектурой ресторана и веранды. Новый ресторан состоит из двух построек. Внутри домика Герцена оборудована кухня-кафе, а рядом — летняя белая терраса, архетип традиционной русской, даже «чеховской» дачи. Основным вертикальным зонирующим элементом террасы стали деревянные перегородки, напоминающие винтажные серванты с расстекловкой.

 

Амфитеатр у «Колоннады»

«В Архангельском проводится крупный фестиваль „Усадьба Jazz“, другие фестивали под открытым небом. Временный амфитеатр был нужен для того, чтобы не „травмировать“ остальную территорию усадьбы во время массовых мероприятий».

Понятно, что Архангельское нуждалось в летней открытой сцене, которая способна стать средоточием внемузейной общественно-культурной жизни. Неслучайно архитекторы выбрали для организации этой зоны классическую форму довольно плоского амфитеатра, которая перекликается со знаменитой колоннадой усыпальницы, но не конкурирует с ней. Основным материалом проекта стала тонированная лиственница.

 

Парк у Императорской аллеи («Парк усадебных затей»)

«Главная аллея очень давно не использовалась. Мы придумали, как вернуть к жизни треть территории усадьбы, ранее абсолютно заброшенную и забытую».

В этой части парка было построено большое количество объектов малой архитектуры, в том числе лекторий, летняя читальня-диспуториум с деревянными лавками-ступенями, частично отделанными нержавеющей сталью; сухой пруд с качелями и видовым мостиком, ландшафтный лабиринт из древесных стволов, пандус со смотровой площадкой, зеркальные стелы — отличный аттрактивный элемент и настоящий «полигон» для любителей селфи. Отличительная особенность всех этих сооружений — максимально продуманная интеграция в существующий ландшафт и природная основа, подчеркнутая главным материалом — массивом возобновляемого дерева.

 

Оранжерея (в процессе строительства)

«Современный музей — это не только хранение и исследование, но еще и просветительская деятельность. На территории музея-усадьбы не было зала, приспособленного для проведения выставок современного музейного уровня. Таким образом, было принято решение воссоздать оранжерею, она сейчас строится».

Ботанические оранжереи Архангельского — памятник русской усадебной архитектуры. Планируется его реставрация и приспособление, а такжеблагоустройство прилегающей территории. Согласно плану, в центральной части оранжерейного комплекса будет расположен выставочный зал, а в боковых частях — лекторий и буфет.

 

Что еще будет сделано к 2025 году, если мастер-план реализуют целиком и полностью?

Если мастер-план воплотится полностью, то к 2025 году будут закончены работы на набережной (сейчас они сделаны на 60%), построены все четыре входные группы (на данный момент — одна), откроется чайный домик. Следующий этап работ — это приведение в порядок вязовой рощи и высокого лесистого берега реки. К тому моменту, когда на территории музея- усадьбы ежедневно будет появляться все больше людей, проживающих в близлежащих районах, нужно будет позаботиться, чтобы они распределялись не только по территории музея, но и по территории парка.

Крупная зона, работа над которой еще не начата, — это Горятинские пруды. Это дело ближайшего будущего. Здесь располагались хозяйственные постройки усадьбы, оранжереи и фарфоровый заводик. У этой территории самый высокий потенциал для преобразований; здесь появится еще одно выставочно-образовательное пространство, кафе и новая автостоянка музея для посетителей.

И отдельная задача — создание экопарка на территории Лохина острова, расположенного через реку от усадьбы. Этот проект требует особого подхода: необходимо разработать сценарии и регламент посещения экопарка, поскольку Лохин остров — особо охраняемая природная территория с растениями, занесенными в Красную книгу России, Москвы и области, разными видами животных и даже древним озером.

Олег Шапиро
сооснователь бюро Wowhaus
 
 

Музейный комплекс «Архангельское» — довольно резонансный объект. Вокруг него было сломано множество копий, но главная сложность в том, что любое действие на нем регулируется тысячей ограничений. При этом нужно обеспечить нормальное существование персонала, научных сотрудников и тех, кто пришел в музей.
Это уникальный проект с точки зрения привлечения огромного количества ресурсов и участников. Все работы по перезапуску усадьбы стали возможными благодаря инициативе Оргкомитета по подготовке и проведению празднования 100-летия музейной деятельности «Архангельского» под председательством заместителя председателя Правительства Российской Федерации Дмитрия Козака. Работу на территории музея-усадьбы параллельно вели несколько разных ведомств. Wowhaus разработал мастер-план развития территории, Министерство культуры занималось реставрацией исторических объектов, а правительство Московской области курировало вопросы инженерного обеспечения. Мы работали в тесном сотрудничестве и с общественниками (Евгением Соседовым), и с музейными работниками, и с экспертами по архитектуре и градостроительному наследию (Борисом Пастернаком, Андреем Баталовым).

Перед нами стояли две задачи. Первая — перезапустить территорию, создать условия для привлечения посетителей и восстановить усадьбу. Создать дизайн-код, на основе которого должны проектироваться новые объекты. Вторая — не допустить перегруженности исторической усадьбы, оградить ее от излишнего урбанистического давления. Все мы знаем, что недалеко от Архангельского строятся два больших жилых района с потенциальным населением до 80 тысяч человек. Там планируется станция метро. Значит, в будущем посетителей станет в разы больше. Наша стратегия предусматривает создание недостающей инфраструктуры и перераспределение людских потоков на огромной территории. Мастер-план Архангельского — уникальный проект, он в значительной степени отличается от других известных проектов Wowhaus. Это огромный масштаб и сложность, поскольку территория включает в себя собственно усадьбу, природный заповедник, реку, лесные территории, водозабор, санаторий Минобороны. Это, безусловно, протяженность во времени, поскольку план должен быть реализован до 2025 года. Вообще, оперативное поэтапное воплощение мастер-плана, четкая последовательность действий и сквозное проектирование — редкость для нашей страны. И для нашего бюро это очень интересный опыт. Я искренне надеюсь на то, что все запланированное воплотиться в жизнь.

Евгений Соседов
заместитель председателя Центрального совета Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК)
 
 

В отношении Архангельского я бы выделил две тенденции. Одна из них с условным знаком «плюс», другая — со знаком «минус». Первая — это собственно жизнь музея как культурной институции, учреждения культуры. 100-летний юбилей музея повысил внимание к Архангельскому, был осуществлен комплекс ремонтно-реставрационных работ, правда, к сожалению, не всегда высокого качества. Тем не менее открылись для посещения новые объекты на территории усадьбы, музейные экспозиции, была благоустроена часть пейзажного парка, против застройки которой мы боролись целое десятилетие, теперь там гуляют посетители музея и жители. То есть, идет некоторый положительный процесс. К спорным решениям можно отнести воссоздание давно утраченных объектов, оранжерей и хозяйственных построек, от которых остались лишь археологические артефакты.

Но есть и однозначно плохая тенденция, а именно — торжество коммерческих интересов. Так, по инициативе дирекции и попечителей музея в мае этого года были изменены зоны охраны усадьбы, под застройку было выведено почти 300 гектаров земель и легализованы все незаконные стройки, даже те, по которым уже были выиграны судебные процессы! По согласованному в 2019 году проекту планировалось вывести 500 га, благодаря нашим протестам удалось отстоять Ильинскую пойму и парк в пос. Архангельское, в результате вывели около 300 га, что тоже очень много. В зону застройки попала даже часть усадебного парка в районе Воронков, это создает угрозу для целостности выдающегося архитектурно-паркового ансамбля Архангельского. Также под угрозой оказались культурный ландшафт Захарковской поймы, панорамы правого берега Москвы-реки, парковые территории вдоль Ильинского шоссе.

Но самый тревожный факт — отсутствие всякого открытого общественного обсуждения того, что происходит в Архангельском. Например, сейчас на целых три года закрылся дворец для повторной реставрации (здесь надо сказать, что дворец был закрыт на реставрацию более двадцати лет и открылся для посещения лишь несколько лет назад), в начале года он закрывался на несколько месяцев для съемок какого-то фильма и посетители музея были лишены возможности осмотра центрального объекта усадьбы. Складывается впечатление, что дирекция музея воспринимает Архангельское как свою «вотчину» и не считает нужным выносить на обсуждение свои планы и проекты.