Московский микрорайон Беляево — хороший пример локальной социокультурной идентичности. Он отличается от других спальных районов столицы наличием интересной истории. Талантливо созданный и ревностно оберегаемый нарратив приковывает внимание людей. Во многом это связано с именем одного из самых известных жителей микрорайона, знаменитого концептуалиста Дмитрия Пригова. Сам он частенько себя называл «герцог Беляевский». Топоним «Беляево» появляется во многих его поэтических, графических и скульптурных произведениях, а также в инсталляциях и перформансах. Впрочем, Пригов не единственная знаменитость в Беляеве. В разное время здесь жили (и живут) художник, представитель соц-арта Борис Орлов, прозаик, участник прославленного неподцензурного альманаха «Метрополь» Евгений Попов, поэт Тимур Кибиров и другие современные деятели культуры.
Урбанист Куба Снопек в книге «Беляево навсегда. Советский микрорайон на пути к списку ЮНЕСКО» высказывает такую гипотезу: самобытность Беляева связана с тем, что в этот район в 50-е и 60-е годы прошлого века были выведены из центра и обустроены внутри жилых массивов многочисленные научные и образовательные институции. Так была создана уникальная мультикультурная атмосфера, привлекавшая своей академичностью московскую интеллигенцию. Вероятно, именно поэтому район стал средоточием и художественной жизни с ощутимым привкусом андеграунда. Достаточно вспомнить, что именно здесь в 1974 году прошла «Бульдозерная выставка», прославившая художников, запрещенных в Советском Союзе.
Неравнодушие — основа любого культурного начинания. И за многими беляевскими инициативами стоят неравнодушные люди, активисты. Благодаря им появилась галерея «Беляево», а в ней открылся центр идентичности — музей района. Задача музейного центра района состоит в том, чтобы исследовать идентичность человека, места и времени. В практическом смысле это означает — документировать, анализировать, создавать районный архив источников и артефактов. В результате получился не краеведческий музей в традиционном понимании, а динамичное, трансформируемое пространство с медиатекой и рабочей зоной, где планируется проведение выставочных проектов, лекций, занятий в мастерских, а также будет формироваться постоянная музейная коллекция, репрезентирующая средствами различных медиа локальную идентичность. Внутреннее пространство центра спроектировали архитекторы бюро Александра Бродского.
Все это осуществляется с 2018 года в рамках проекта «Развитие Беляево», направленного на формирование и сохранение образа района. Среди ключевых событий — презентация локального путеводителя «Другое Беляево», квест «Живите в Москве» (путешествие по приговским местам), презентация объектов паблик- и лэнд-арта в общественных зонах района, летний уличный театральный фестиваль «Окраина».
Таким же хорошим начинанием было и создание в 2014 году граффити на основе известной стихограммы «АЯ» Дмитрия Пригова. Мурал нанесен на торцевую часть многоквартирного дома по адресу: ул. Профсоюзная, 102/47.
В 2020 году над граффити нависла угроза: коммунальщики могли его попросту закрасить в ходе проведения запланированных ремонтных работ. «Москомархитектура» сочла изображение «не соответствующим требованию популяризации выдающихся личностей, исторических событий, науки, спорта, искусства».
Редакции Archspace удалось получить официальный обнадеживающий комментарий главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова.
Итак, надеемся, что знаковый для столицы мурал в результате будет сохранен, что особенно символично выглядит накануне памятной даты, 80 лет со дня рождения Дмитрия Пригова. А район Беляево не потеряет это важное средство идентификации, о которой, как о необходимости, говорят все современные урбанисты.