В новом выпуске совместного проекта Archspace и канала Artplay Today «Главный − архитектор!?» автор программы, главный редактор Archspace Александр Змеул встретился c Сергеем Трухановым и его коллегами, и узнал, почему им так нравятся проекты реконструкции, на что потратил свой первый гонорар руководитель бюро Сергей Труханов, в чем особенности творческого взаимодействия с иностранными архитектурными бюро и многое-многое другое.
«T+T» — это начальные буквы двух английских слов, TRANSPARENCY и TERRITORY, означающих «прозрачность» и «пространство», которые являются главной формулой работы для бюро. А еще добавим, что плюс — это + энергичность, креативность, какая-то особая витальность, присущая бюро, а также его основателю и руководителю Сергею Труханову.
Благодарим компанию ЦЕНТРСВЕТ за поддержку в создании программы.
Архитектурное бюро T+T Architects существует более 8 лет. В настоящее время в нем работает около 40 человек. Руководитель и главный идеолог бюро — архитектор Сергей Труханов. Архитектурный отдел бюро возглавляет Георгий Тюгаев, интерьерный отдел — Анастасия Абашева. В портфолио бюро проекты и реализации самой разной типологии: от крупных интерьерных (штаб-квартира «Сбербанка» в Москве, совместно с Evolution Design ) до большой архитектуры (ЖК ВИЗ в Екатеринбурге), реконструкции (гостиница Азимут и лофт-проекты Studio 8 и Studio 12) и благоустройства (ЖК «River park» и Савеловский Сити в Москве).
Мы для себя сформулировали его так: бюро реализует проекты прежде всего в коммерческой сфере, и заказчик нашего бюро — это все-таки девелопер. Основной его посыл — не будем кривить душой — заработать денег. И мы не можем это игнорировать в своей работе. При этом мы архитекторы. И это мы тоже не можем и не хотим игнорировать. Мы строим не в вакууме, а в городе, и этот фактор мы тоже не должны обходить стороной. Вот эта попытка усидеть на трех стульях сформировалась у нас в некий рабочий подход. Для нас это сбор компетенций, который выражается в архитектурном продукте. И внутри бюро мы сейчас как раз наращиваем эти компетенции, оттачиваем мастерство, чтобы продукт становился все лучше, качественнее, удовлетворял большому количеству условий и выдерживал как можно больше стрессовых ситуаций.
О первом гонораре
Я после окончания института занимался частными интерьерами, квартирки лепил, частные дома. И вот мне заплатили первый гонорар — около 6 тысяч долларов. Я поделил деньги на две части. Одну часть решил потратить на учебу, интенсив в Англии. Но мне не дали визу, и я уехал кататься на серфе. А на оставшиеся деньги мы с ребятами открыли стартап, лабораторию дизайна.
О реконструкции
Это самая трогательная, любимая и душевная для нас типология, потому что кто-то уже с этим зданием работал, кто-то вкладывал в него мысли и переживания. Ну, то есть это прямо-таки живая плоть. И с ней всегда интересно, потому что хочется ее поддержать, перенять какие-то решения, сохранить память о том, что было сделано. Сейчас реконструируется интересный объект — вагоноремонтное депо рядом с Курским вокзалом. Стараемся сохранить и повторно использовать там оригинальный кирпич. А еще проектом предусмотрено сохранение руинированного фрагмента здания постройки начала XX века.
Мы работали над планом территории с общественными зонами и обнаружили интересную вещь. Оказывается, большое количество типологий аттракторов для общественных пространств, которыми сегодня хвастаются девелоперы, было придумано еще в Советском Союзе. От уличных кинотеатров до дворовых голубятен.
О принципе Диснея
«За некоторое время до и в процессе пандемии мы придумали для себя схему работы, в условиях которой мы можем позволить команде самостоятельно заниматься поиском идей. Мы с Сергеем подключаемся к процессу на определенных стадиях по мере необходимости. Так в свое время работал Уолт Дисней. Есть креативщики, которые генерируют самые классные идеи, и при этом их вообще никто не критикует, они делают все, что хотят. У них есть модератор, это ГАП, который знает, какие существуют ограничения, что хочет заказчик и так далее. ГАП креативщиков не критикует, а направляет, то есть выбирает из массы идей самые перспективные. Дальше идеи превращаются в какое-то предложение, которое приносят нам».
Георгий Тюгаев
руководитель архитектурного отдела бюро T+T Architects
О совместной работе с иностранными бюро
«Работа с иностранными партнерами нам не в новинку. Да, на таком крупном объекте, как офис „Сбербанка“, это было поначалу непросто. Швейцарское бюро Evolution Design разработало концепцию, а нам нужно было все это воплотить. И было очень много элементов, которые зарубежные архитекторы не додумали на этапе концепции. И главная сложность была в том, что мы в рамках принятой идеологии дорабатывали все необходимые решения. Нужно было, чтобы все, что мы сделали, устроило иностранных коллег. У всех иностранных компаний есть одна объединяющая черта: они абсолютно уверены в своей идее и так презентуют концепцию, что им никто слова поперек не говорит, даже те, кто был настроен скептически. Если бы презентацию делал российский архитектор, он получил бы кучу замечаний и вопросов».