За 8 лет своего существования архитектурное бюро OFFCON спроектировало офисы для многих известных компаний — от Booking и Google до аэропорта «Гагарин» в Саратове. При этом проектирование рабочих пространств на российском рынке еще не сформировалось в самостоятельное направление, по которому можно получить образование.

Главный редактор Archspace Александр Змеул встретился с четырьмя соснователями бюро OFFCON — Федором Ращевским, Алексеем Литиным, Павлом Родионовым и Петром Холковским, чтобы от первого лица узнать об особенностях проектирования рабочих пространств, образовании в этой сфере, командной работе, а также амбициях архитекторов в большой архитектуре. Об этом шестой выпуск авторской программы «Главный − архитектор!?» на канале Artplay Today.

 
Благодарим компанию ЦЕНТРСВЕТ за поддержку в создании программы.
 

Про проектирование

Люди — это новая нефть. И главная задача работодателя — создать для них комфорт на рабочем месте, в том числе с помощью архитектуры.

Появление тренда на изменение отношения к людям архитекторы OFFCON наблюдают уже в некоторых государственных компаниях, но несмотря на это у многих работодателей до сих пор нет ответственного отношения к сотрудникам.

«Иногда мы смотрим на офис, спроектированный без профессионального участия, и говорим:
— Так же нельзя делать!
На что получаем ответ:
— Но работает же!»
Фёдор Ращевский
 

Многие современные офисы бездумно пытаются выглядеть как коворкинги. И для архитекторов OFFCON это стало особенно явным после реализации офиса для Google.

«Все встали цепочкой за Гуглом, и в попытках сделать „не офис“ заигрались. Великие дилетанты решили, что они архитекторы. Это видно. Можно собрать предметы, но не пространство».
Фёдор Ращевский
 

Правильно коммерческую архитектуру не преподают практически нигде. Кроме самого проектирования, для работы с рабочими пространствами важны soft skills.

«После 4,5 лет преподавания курса дизайна интерьеров в Британке, я понял, что надо делать свой курс. Когда ты видишь, что нужного образования нет, и тебе как руководителю негде черпать людей в бюро, приходится самому их образовывать».
Фёдор Ращевский
 

Важно видеть потенциал в объеме. Архитектурное бюро OFFCON — тот редкий пример архитекторов, которые для своего собственного офиса не просто расставили столы и покрасили стены в белый, а разработали дизайн посложнее. Ведь для бюро, которое специализируется на разработке рабочих пространств, собственный офис — имиджевая визитная карточка, которая формирует доверие заказчика.

«Когда мы впервые пришли в помещение, мы влюбились в его объем. Конечно, колонны были заляпаны, но мы поймали ощущение потенциала. Я совсем недавно привык к этому офису. Слишком он красивый».
Фёдор Ращевский
 

 

Про работу в команде

Архитекторы OFFCON начали работать вместе 8 лет назад, но общая история бюро гораздо длиннее. Архитекторы познакомились на своем первом месте работы, где Федор Ращевский был архитектором, а Павел Родионов и Петр Холковский пришли в бюро как стажеры. Из этой коммуникации сложился творческий коллектив, который спустя время перерос в бюро.

Построить компанию архитекторы хотели принципиально по другому принципу. Каждый из партнеров хотел не брать на себя роль менеджера, а оставаться архитектором.

«У нас есть менеджемент, мы понимаем зачем он нужен. Мы можем констатировать что за 8 лет выросли в 6 раз».
Фёдор Ращевский
 

Методологию проектирования OFFCON сформировал общий руководитель Петр Владимирович Номоконов. Теперь архитекторы всегда начинают работу над пространством с большого образа, который позже насыщают деталями. Партнеры бюро признаются, что хоть они по разному реагируют на внешние раздражители, но имеют идентичное отношение к красоте.

«Мы бутиковое бюро, но не по уровню цен, а по подходу. Для нас важен подход, а не количество километров, которое можно накопировать».
Фёдор Ращевский
 
Несколько слов о П.В. Номоконове (1955 — 2012). Архитектор, Партнер компании EXPONIC, выпускник МАРХИ, где на одном курсе учился с Борисом Левянтом, Юрием Сафроновым, Юрием Вайсманом. Начинал работать в мастерской А.Д. Меерсона, потом посвятил всю свою жизнь проектированию международных выставок , сначала на уровне СССР, а потом уже, создав с Александром Никольским собственную компанию EXPONIC, на коммерческих международных выставках. В последние годы занимался преподаванием в ИСИ.

"Мне повезло попасть под опеку Петра Владимировича еще во время учебы в МАрхИ , в декабре 1997 года, я искал работу визуализатора, а оказался в небольшом, но очень творческом и невероятно теплом коллективе EXPONIC, где из визуализатора мне быстро помогли стать уже «проектантом» , дизайнером выставочных стендов. Для Петра Владимировича, это всегда было «inner architecture», каждый проект решался объемами, массами, формой, контрастом плотного и прозрачного с одновременным глубоким поиском образности. С абсолютным вкусом и чувством архитектурной условности таких объектов. Петр Владимирович рисовал вручную огромные подробнейшие аксонометрии больших выставочных пространств, отдельных стендов , так называемых «островов», его проектирование всегда было в диалоге с Брендом, с коллегами. Внимательный , слушающий, объясняющий — он был для нас идеальным наставником. Ему было интересно растить рядом молодых профессионалов, а не упиваться собственным «величием». Он учил нас всех «думать руками» — создавать максимально короткий путь между мыслью и эскизом". (Фёдор Ращевский)
Петр Владимирович Номоконов
 
 

 

Про амбиции в большой архитектуре

Часто даже небольшой проект требует больших усилий, которые можно сопоставить с работой в объемной архитектуре. И после 8-летнего опыта проектирования рабочих пространств, архитекторы планируют постепенно развивать внутри бюро департамент объемного проектирования.

«Нашему цеху не хватает целостного продукта — это когда архитектор не только делает объем, но и занимается интерьером. Пока это единичные случаи на рынке».
Фёдор Ращевский