Каждый проект – архитектурный вызов
Вера Бутко: «Нам интересны разные типологии, независимо от их масштаба. Например, сейчас мы занимаемся созданием небольших арт-объектов, а параллельно с этим работаем над гигантскими проектами целых городов».
Антон Надточий: «Мы никогда не брали в работу те проекты, которые нам не интересны. Даже в самом начале нашей профессиональной деятельности. У нас всегда было понимание, какую архитектуру мы хотим создавать.
Для нас важно наличие некоего архитектурного вызова. Масштаб и типология не имеют значения. Архитектура – это прежде всего работа с пространством. И только на следующих этапах – работа с формой, фасадами, деталями и пр».
Вера Бутко: «Не менее важна идентичность места. Мы стремимся создавать архитектуру впечатлений, которая помимо функционала даёт некие дополнительные ценности для города и пользователей».
Проекты вне времени
Вера Бутко: «Когда ты двигаешься на шаг впереди, то время тебя догоняет. Этот люфт позволяет объекту достаточно долго оставаться актуальным и современным. Например, частный жилой дом в Горках мы спроектировали в 2003 году. И до сих пор на него идут запросы, причем со всего мира – из Латинской Америки, США, Европы. Люди, которые к нам обращаются, уверены, что это недавний проект, а ему уже 18 лет».
Антон Надточий: «Очень хочется, чтобы здания, которые после нас остаются, становились объектами своего времени, а не просто устаревали. Проекты Карло Скарпы или Ле Корбюзье существуют вне времени. И, я думаю, что каждый автор к этому стремится».
Путь развития
Антон Надточий: «Мы развивались, как и многие компании, от небольших объектов к крупным. Я считаю, что нам повезло, что мы смогли пропустить через свои руки каждую типологию, начиная от интерьеров и частных домов. Мы научились работать с деталями, материалами, эргономикой и при этом создавать интересные пространства в маленьком объёме.
Конечно, с ростом компании и масштаба проектных задач мы вынуждены были реструктурироваться, чтобы создавать максимально качественный продукт и контролировать его на всех этапах. Проектирование крупных объектов – это коллективная работа, в которую вовлечены десятки людей. Но нам было важно сохранить авторство. Сейчас мы с Верой выполняем функции главных архитекторов мастерской и лично участвуем в каждом проекте. В меньшей степени мы вовлечены в операционное руководство компанией.
В бюро сейчас работает около 120 сотрудников. В основном это архитекторы, которые естественным образом разделяются на различные направления: кто-то сосредотачивается на BIM-проектировании или параметрике, кто-то работает над ландшафтным дизайном. Кроме этого, у нас всегда существовал интерьерный отдел, и мы продолжаем разрабатывать интерьеры для своих объектов. Также есть креативный отдел и отдел визуализаторов и небольшая конструкторская группа (15 человек), которая существует в компании уже более 20 лет. Такое структурирование вовсе не означает, что сотрудники не могут переходить из одного отдела в другой. Мы гибко формируем проектные команды и перераспределяем ресурсы. Коллектив у нас очень дружный и в нём царит атмосфера профессионализма, творчества и взаимной поддержки».
Быть внутри процесса
Антон Надточий: «Мы первые, кто приходит на объект, и последние, кто с него уходит. Мы начинаем разработку от градостроительных решений, дальше делаем архитектуру – от концепции и часто до рабочей документации, интерьеры и ландшафтный дизайн. Для нас это единый процесс и взаимосвязанные проектные решения».
Вера Бутко: «Мы всегда очень настаиваем на авторском сопровождении проекта, чтобы держать руку на пульсе и быть внутри процесса. Это позволяет контролировать качество реализации проекта».
Все идеи должны быть реализуемыми
Петр Алимов: «Креативный отдел занимается концептуальным проектированием. Понятно, что на дальнейших этапах работы вносятся определенные коррективы. Но мы стараемся сопровождать проект на всех стадиях, чтобы сохранить главные концептуальные решения».
Николай Зайцев: «Уже на стадии концепции мы стараемся хорошо продумывать инженерные решения, чтобы все предложения были реализуемыми. Каждую концепцию сопровождает ГАП, который будет развивать проект на дальнейших стадиях».
Социальная миссия бюро
Сергей Наточий: «Моя задача состоит в том, чтобы анализируя историю развития и текущие проекты компании, определять новые векторы развития, и усиливать преимущества уже накопленного опыта. Это как внешняя, так и внутренняя коммуникации, формулирование и трансляция ценностей мастерской, определение ее миссии а также развитие внутренних исследовательских и других специальных проектов.
Одна из основных социальных миссий нашего бюро – улучшение качества образовательной среды. Мы готовим к публикации книгу, посвященную исследованию проектов образования. На постсоветском пространстве примеров качественных образовательных пространств, по сути, не было или только стали появляться. Мы же в этом направлении прошли большой путь, разработали более 25 проектов образовательных учреждений, многие из которых задали высокую планку для данной типологии, например: школа-интернат в Кожухово, школа «Летово», которая вошла в список лучших школ мира, молодёжный центр в Якутске, образовательный центр «Тич» в Нур-Султане и другие».