При чем тут архитекторы?
О том, что архитектура, как и любое искусство, обладает определенными гармонизирующими свойствами, известно давно. Индивидуальный подход к оформлению и оборудованию медицинских и социальных объектов, создание психологически комфортной среды с помощью архитектурных решений ускоряет и облегчает процесс выздоровления, а неизлечимо больным, для которых важно каждое мгновение жизни, дарит тепло, уют и возможность провести это время в комфорте и в окружении родных и близких людей.
Идея привлечения известных архитекторов к созданию таких объектов тоже не нова. Вспомнить хотя бы санаторий «Паймио» финского архитектора Алвара Аалто или онкоцентры Мэгги. В этих проектах учитывается не только сам объект, но и его влияние на мир вокруг, на сознание людей.
Как у нас?
Одним из самых масштабных и заметных проектов такой типологии стало отделение детского хосписа «Дом с маяком», обустроенного в здании бывшей школы-интерната для детей-сирот на Долгоруковской улице в центре Москвы. Это частное благотворительное учреждение для оказания паллиативной, медицинской, социальной, психологической и духовной помощи неизлечимо больным детям и молодым людям до 25 лет.
Жить в комфортной среде на протяжении всего курса лечения и реабилитации помогают социальные гостиницы. Одна из них скоро появится в Москве на ул. Нагорной. Архитектурную концепцию «Дома с маяком» и социальной гостиницы разработало бюро IND architects.
Гонорар как символ
Реализация таких проектов требует немалых финансовых вложений. Это становится возможным благодаря совместным усилиям города, частных инвесторов и благотворительных организаций. Архитектурная концепция формируется на безвозмездной основе или за символический гонорар.
В Москве город передал хоспису неиспользуемое неэффективное здание школы на Долгоруковской улице, построенное в конце 20-х годов прошлого века, площадью 3 тыс. кв. м, и земельный участок площадью 0,44 га в безвозмездную аренду на 49 лет. Два корпуса бывшей школы на ул. Нагорной, 22 площадью 6,6 тыс. кв. м. предоставили столичные власти в безвозмездное пользование на 10 лет.
Работать с такими объектами очень сложно, в том числе и психологически, особенно если речь идет о неизлечимо больных детях. Но это необходимо. Архитекторы бюро выработали несколько правил создания архитектурной концепции объектов такого назначения, которыми решили поделиться с другими представителями архитектурного сообщества. Каждое правило сопровождается коротким пояснением главы бюро Амира Идиатулина.
1. Забыть о собственном эго
«Во главе угла — удобство и комфорт постояльцев, уважение к человеку и его достоинству. Мы стараемся строить общение на языке архитектуры. Работая над концепцией для детского хосписа, мы стремились создать именно дом, а не медучреждение».
2. Учитывать климат и географию
«В Москве не так много солнечных дней. Естественная инсоляция формируется в том числе и за счет дополнительного остекления. В центре столицы, как правило,существует дефицит квадратных метров, поэтому для хосписа мы спроектировали трехэтажную пристройку, тем самым увеличив общую площадь на 2 тыс. кв. м. Шум, гам, загрязненный воздух — типичные проблемы мегаполиса, поэтому необходимо предусмотреть установку современных систем шумоизоляции и вентиляции. Мы также запроектировали бассейн, в которым смогут пользоваться и дети с искусственной вентиляцией легких».
3. Практиковать индивидуальный подход к внутреннему наполнению объекта
«Дети в отличие от взрослых находятся в постоянном движении. Внутреннее наполнение хосписа располагает к творчеству — здесь можно рисовать на стенах и строить крепости из мебели. Мы также запроектировали бассейн, которым смогут пользоваться и дети с искусственной вентиляцией легких.
4. Продумать различные сценарии времяпрепровождения
«Как проводить время, решает сам ребенок: у него есть возможность побыть наедине с самим собой, с родственниками или друзьями. В обновленном здании гостиницы также есть комнаты для проведения досуга и психологической разгрузки, предусмотрено пространство с учебными классами, библиотекой, кафе, игровой и кинозалом. Все для того, чтобы дети чувствовали себя как дома, могли учиться, играть, заниматься творчеством. В главном здании организуют несколько функциональных зон: 20 комнат для проживания родителей с детьми, офисы для сотрудников фонда, медицинский кабинет. Во втором корпусе разместят 32 комнаты, стационар, медпункт и палаты для пациентов, страдающих лейкозом».
5. Обеспечить связь с внешним миром через прилегающую территорию
«В основе нашей концепции для „Дома с маяком“ — история о японской девочке, больной лейкемией, которая в надежде выздороветь мастерила журавлей-оригами. Эта идея находит отражение в оформлении фасадов и внешнего благоустройства. Из палат на первом этаже можно выйти в цветущий сад, а на втором — на балкон. Крышу озеленили и накрыли навесом. На прилегающей территории высадили деревья и кустарники, обустроили дорожки для прогулок, игровой городок в виде маяка и зоны отдыха.
Главный фасад первого корпуса социальной гостиницы отреставрируют и создадут группу из стекла. Навесной фасад второго корпуса выполнят из аквапанелей, которые обеспечат надежную теплоизоляцию. Пространство между корпусами благоустроят. Здесь появится многофункциональная зона отдыха со сценой, деревянным амфитеатром, игровыми площадками. Пространство, расположенное за вторым корпусом, станет местом для прогулок с беседками и небольшим огородом, в котором дети смогут ухаживать за растениями».
Редакция Archspace, осознавая специфику этой непростой темы с одной стороны и очевидную нехватку подобных учреждений с другой, все же выражает надежду на то, что таких объектов, построенных в согласии и соответствии с принципами архитектуры добра и соучастия, у нас в стране станет больше. Мы обязательно будем о них рассказывать.