Архитектура в кино — не просто пассивная декорация, но и мощный изобразительный прием, который влияет на сюжет и общую атмосферу. Мы решили показать это на примере шести полнометражных кинокартин и двух сериалов, которые вышли в российский прокат в 2019-2020 годы.

Внимание! Статья содержит спойлеры!

 

Фильмы

«Куда ты пропала, Бернадетт?»

Режиссер: Ричард Линклейтер
Что это: комедия о преодолении личного кризиса

Некогда известный архитектор Бернадетт Фокс превратилась в затворницу. Она живет в загородном доме и старается не привлекать к себе много внимания. Хотя ее все равно узнают, когда она идет по Центральной библиотеке Сиэтла, построенной по проекту Рема Колхаса (Rem Koolhaas).

Еще одно реально существующее сооружение появляется в сцене неудавшегося семейного ужина в ресторане — он проходит наверху Space Needle (арх. John Graham & Company), самого известного здания Сиэтла. Завершается фильм кадрами и эскизами британской антарктической станции Halley VI по проекту бюро Hugh Broughton Architects.

 

«Гретель и Гензель»

Режиссер: Оз Перкинс
Что это: история о взрослении и вольная интерпретация сказочного сюжета братьев Гримм

В оригинале одноименной сказки брат и сестра набредают на обманчиво приветливый пряничный домик ведьмы. В фильме все иначе: и фасады из черного дерева, и сама форма здания недвусмысленно намекают на опасность этого места (впрочем, детей это не останавливает). Ведьмин дом с витражными окнами с одинаковым успехом вписывается в атмосферу старинной сказки и современную реальность. По мнению кинокритиков, архитектура придает картине «характер немецкого экспрессионизма», а дом называют «образцом архитектуры деконструктивизма».

 

«Райские холмы»

Режиссер: Элис Вэддингтон
Что это: фантастическая драма с пышными костюмами и декорациями

Главную героиню отправляют на перевоспитание в элитный пансион «Райские холмы». Съемки проходили в двух барселонских локациях: доме скульптора Хавьера Корберо (Xavier Corberó) и мастерской Рикардо Бофилла (Ricardo Bofill), перестроенной из бетонного завода по собственному проекту архитектора.

Постановщики исходили из принципа horror vacui (дословно «боязнь пустоты», лат.) и украсили фабрику сотнями тканевых роз. «Поскольку фильм снимался зимой, сады и деревья не цвели. Нам пришлось изрядно потрудиться, чтобы наполнить каждое пространство цветами», — рассказывала художник-постановщик Лайя Колет (Laia Colet) в интервью AD.

 

«Последние и первые люди»

Режиссер: Йохан Йоханссон
Что это: артхаусная фантастика с закадровым голосом Тильды Суинтон

Основой для фильма послужила одноименная книга фантаста Олафа Стэплдона (Olaf Stapledon), которая описывает развитие человечества на протяжении 2 миллиардов лет. На экране почти ничего не происходит: камера медленно скользит мимо монументов, которые напоминают о былом могуществе человеческой цивилизации, а британская актриса Тильда Суинтон (Tilda Swinton) читает закадровый текст — обращение из будущего.

Визуальным источником для фильма стали так называемые споменики — послевоенные монументы, сооруженные в Югославии как символ единства балканских народов. Режиссер картины, исландский композитор Йохан Йоханссон (Jóhann Jóhannsson), увидел споменики на серии снимков Яна Кемпенаерса (Jan Kempenaers) и был до того очарован отчужденностью этих объектов, что сделал их главной составляющей своего единственного кинопроизведения.

 

«Фаворитка»

Режиссер: Йоргос Лантимос
Что это: историческая сатира на тему женской власти

Черная комедия о борьбе между леди Сарой Черчилль и придворной Абигейл Машам за внимание и привязанность английской королевы Анны во время ее правления с 1702 по 1707 год. Этот фильм — редкая возможность рассмотреть прекрасно сохранившееся загородное поместье Hatfield House близ Лондона. Правда, ради съемок пространство слегка изменили: к примеру, спальню в китайском стиле превратили в королевские покои, завесив стены гобеленами.

В «Фаворитке» не только много деталей убранства начала XVIII века, но и соответствующее освещение. Ночные сцены снимали при свете свечей — пришлось даже сделать специальные покрытия, чтобы защитить мебель от капающего воска.

 

«Паразиты»

Режиссер: Пон Чжун Хо
Что это: фильм на тему социального расслоения, который в 2020 году получил четыре «Оскара»

Действие фильма происходит в Южной Корее. Перед нами жизнь двух семейств, богатого и бедного. Их жилища подчеркивают классовое неравенство: дом обеспеченных Паков — своего рода Олимп, и чтобы добраться до него, нужно подняться на холм. Комнаты просторные и светлые, в интерьерах много оттенков оранжевого и желтого, которые в корейской культуре считаются символами благополучия и принадлежности к высшим классам.

Малоимущее семейство Ким живет на «социальном дне» — в полуподвальной квартире. Окна находятся на уровне тротуара, и в них то и дело льется дождевая вода. Кстати, бедный район, в котором они живут, как и оба дома героев, были построены специально для съемок. «Даже корейские зрители не поняли, что бедный район был декорацией», — рассказывал режиссер Пон Чжун Хо (Bong Joon-ho) в интервью Vulture.

 

Сериалы

«Дивный новый мир»

Режиссер: Оуэн Харрис
Что это: адаптация антиутопии Олдоса Хаксли, в которой мало что осталось от оригинала

Девятисерийный «Дивный новый мир» ругают за поверхностность и отступления от книжного сюжета. Но в чем ему точно не откажешь, так это в детально продуманном мире Нового Лондона, где происходят основные события. Утопическая вселенная города строится на сочетании двух фактур: бруталистской и природной. Голые бетонные стены перемежаются с деревянными элементами и кадками с цветами, а высокотехнологичные интерфейсы в комнатах сочетаются с мебелью и светильниками в ретро-духе.

Помимо вымышленных локаций в фильме есть реальные здания: уже на 11-й минуте первой серии появляется Город наук и искусств Сантьяго Калатравы (Santiago Calatrava) в Валенсии. Один из эпизодов шестой серии снимали на станции метро Canary Wharf в Лондоне. Автор проекта — Норман Фостер (Norman Foster).

 

«Мир Дикого Запада» (3 сезон)

Режиссер: Джонатан Нолан и Лиза Джой
Что это: сериал-вестерн о недалеком будущем

Архитектурным консультантом сериала выступил основатель датского бюро BIG Бьярке Ингельс (Bjarke Ingels). В мире будущего снова фигурирует валенсийский Город наук и искусств — он стал частью Лос-Анджелеса 2058 года. Также съемки проходили в мастерской Рикардо Бофилла — этого удалось добиться благодаря тому, что Ингельс познакомил художника-постановщика Ховарда Каммингса (Howard Cummings) с сыном Бофилла, Карлосом.

Помимо Испании в сериале встречается множество локаций Сингапура — это, к примеру, Колледж искусств LASALLE, комплекс Marina Bay Sands и Национальная галерея. По словам Каммингса, они выбрали азиатский мегаполис, «потому что архитектура там очень прогрессивная, а здания покрыты зеленью». В качестве референсов для несуществующих локаций Ингельс отправил Каммингсу несколько образцовых проектов своей фирмы.